Выбор игрушки - дело ответственное. Часто перед сознательными родителями
возникает дилемма: какую игрушку купить, для какого возраста она
пригодна, не слишком ли поздно (рано) давать ее ребенку? Или как игрушка
повлияет на развитие умственных или физических способностей малыша? В
конечном итоге, как определить, правильная это игрушка или нет?
Педагоги совместно с психологами разработали критерии, по которым родители могут определить «правильность» игрушки:
- соответствует возрасту малыша;
- безопасна;
- способствует физического, умственного, эмоционального развития ребенка;
- удовлетворяет потребностей познавать что-то новое, развивает воображение, творческие способности;
- помогает в освобождении от страхов;
- учит общаться с другими детьми;
- дает возможность заниматься малышу тем, чем ему нравится;
- открывает для ребенка мир новых интересных игр.
За этими, на первый взгляд общими, фразами действительно скрыты ценные
указания к выбору хорошей развивающей игрушки. Замечательно, если к тому
же она будет изготовлена из экологичных, природных материалов.
Первый год жизни - самый интенсивный период в развитии ребенка. За
первые 12 месяцев малыш совершает огромный скачок в своем развитии, в
котором можно выделить два качественно различных периода - первое и
второе полугодие. И каждый требует своих игрушек.
Каждый родитель знает, что самая первая традиционная, но очень важная
игрушка, естественно, погремушка. Ребенку, начиная с двух месяцев
обязательно нужно давать «пищу» для зрения и слуха, обогащать его жизнь
чувственными впечатлениями. Этому, безусловно, способствуют определенные
игрушки - яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное
сосредоточение, удивление, интерес.
С трех месяцев можно учить малыша схватывать и удерживать
предметы, то есть действовать ручками. Для этой цели логично
использовать погремушки или небольшие деревянные игрушки, грызунки,
поскольку они легкие и удобные для захватывания. Ребенок с удовольствием
будет махать, стучать, трясти такими предметами. Научившись держать
игрушку, малыш будет рассматривать ее, тянуть в рот. Нельзя забывать,
что ребенку больше нравяться те игрушки, которые показывает мама!
С пяти месяцев актуальными становятся игрушки, которые можно
грызть, так как у малыша начинают резаться зубки. Для этой цели идеально
подходят деревянные грызунки. Ребенок может брать их в рот, кусать,
успокаивая боль в деснах. Грызунки имеют подходящий размер что
гарантируют их полную безопасность для малышика. Кроме того, поверхность
грызунков тщательно обрабатывается льняным маслом, которое, как
известно, с давних времен является целебным средством. Льняное масло
применяется при лечении ранок и трещинок на открытых кожных покровах,
оно полезно для деток с ослабленным иммунитетом, препятствует
возникновению воспалительных процессов...
К шестому месяцу в жизни малыша происходит чрезвычайно важное
событие - он начинает целенаправленно тянуться рукой к предмету,
схватывает и действует с ним. Психологи называют этот процесс «актом
хватания», который на самом деле является настоящей революцией на первом
году жизни маленького человека. Она открывает новый период в развитии
ребенка, с новыми играми и игрушками. В этот период в распоряжении
ребенка должны появиться игрушки для купания, которые плавают
(деревянные уточки, рыбки, кораблики), тонут и наполняются водой.
В семь месяцев ребенок начинает сидеть и учится играть
одновременно уже с двумя игрушками. Желательно, чтобы игрушки были из
различных материалов, маленькие и большие, разноцветные. В этот период
можно предложить ребенку мягкую игрушку, изготовленную, по возможности,
из натуральных материалов - льна, хлопка,шерсти.
В возрасте 8-10 месяцев ребенок с интересом разбирает игрушки на
части, раскладывает, бросает и ломает их. Детское желание ломать
обязательно должно быть удовлетворено. Это не агрессия, а обязательный
этап роста. Малыш хочет видеть результаты своей силы, своих действий.
Творческие силы находятся еще в зародыше, поэтому ребенок проявляет себя в
разрушении. Лучшими для этого периода развития являются неокрашенные и
легко разбираемые игрушки. Для этой цели подойдут матрешки, несложные
конструкторы. Замечательно,если первый конструктор будут деревянным.
Шероховатость и теплота дерева развивает чувствительность детской руки,
сборка и разборка конструктора развивает координацию движений. Для
развития малыша очень важно, чтобы он хватал и щупал игрушки различных
форм: кубики, кирпичики, шары, призмы и т. д..
К первому году жизни малыш начинает ходить, и самыми привлекательными
игрушками для него становятся машинки, мячики, кубики, из которых можно
собирать башни. Игры, в которых можно выполнять какие-то незамысловатые
задания, способствуют улучшению координации движений ребенка. Это
период, требующий разнообразных игрушек, особое внимание надо уделить
игрушкам, развивающим мелкую моторику, конструкторам, поскольку малыш
стремится найти занятие своим рукам. Прекрасным вариантом может
послужить деревянный конструкторы - пазлы, а также вальдорфские
конструкторы.
Годовалый малыш с удовольствием будет возиться с пирамидками, мисочками,
вкладывающимися друг в друга. Подобные манипуляции не только развивают
интеллект, но и доставляют ребенку радость и удовольствие от того, что у
него получается что-то так же, как и у взрослого.
С 2-х летнего возраста наступает пора приучать малыша к
аккуратности и самостоятельности. Хорошо, если у ребенка есть отдельное
место в доме, где он может играть, а у игрушек - свой домик.
Начиная с 3-х лет, в игру вводятся более сложные конструкторы.
Малыш, собирая конструктор со взрослым, получает удовольствие от того,
что из странных кусочков складывается целостная, понятная ребенку
фигура. Специалисты не рекомендуют родителям покупать конструкторы с
плотно соединяющимися деталями. У ребенка необходимо развивать чувство
равновесия, согласованности движений, моторные навыки. Поэтому для таких
целей подойдет конструктор с легко собирающимися деталями, имеющий
природные формы, детали разных форм с разной степенью шероховатости и
изготовленный из природного, древесного материала.
К 4 - 5-ти годам основным видом деятельности ребенка становится
сюжетно-ролевая игра. Для игры становятся необходимы всевозможные
фигурки зверушек и человечков. Желательно, чтобы игрушки-животные были
знакомы малышу из личного опыта, а не только по книжкам. Замечательные
простые и универсальные деревянные фигурки животных и птиц, машинок,
тракторов, домики из различных древесных пород, которые можно
самостоятельно строить, обязательно понравятся ребенку. С одними и теми
же игрушками ребенок проигрывает большое количество различных
вариантов, развивая фантазию и воображение.
Дорогие родители! Помните, что,
- выбирая игрушку, необходимо учитывать особенности ребенка,
развивать в нем то, что заложено изначально, не навязывать игры и
игрушки, противоречащие его природе (суть личностного воспитания);
- логично брать игрушку «на вырост», чтобы она открывала перед ребенком новые рубежи;
- самая лучшая и умная игрушка не вызовет интереса и не принесет
пользы, если вы сами сначала не обыграете ее, не проведете некоторое
время в игре вместе с вашим малышом;
- не заставляйте ребенка выбрасывать старые игрушки - для него
это символ развития, с ними всегда связаны положительные эмоции,
переживания. Отремонтируйте их и подарите детскому саду или ребенку,
родители которого не могут себе позволить приобрести любимому чаду
подобное удовольствие!
|