Игра - основная деятельность ребенка. Игрой занято все его свободное
время, на нее ребенок тратит все свои силы. Вряд ли кто-то оспорит
утверждение о том, что игры, в которые человек играет в детстве, во
многом определяют его будущее. Ведь нормальное развитие ребенка,
формирование и становление его внутреннего мира немыслимо без игры.
Через игру ребенок познает себя и окружающий мир, а также формирует и
устанавливает свое отношение к этому огромному и еще неизведанному миру.
Игрушка - необходимая принадлежность игры. Изменяя свойства игрушки,
можно изменить смысл и направление игры, сделать ее осмысленней и
продуктивней или, наоборот, лишить пользы и смысла. Помочь ребенку
научиться жить в гармонии с собой и Природой или же навсегда лишить его
такой важной возможности. Ведь ребенок видит в игрушках весь мир своих
мыслей и фантазий. С игрушками он связывает представление о цвете,
форме, звуке, чувствах, привязанности, нежности, взаимоотношения между
людьми и даже ощущение безопасности.
Сегодня мы живем в мире, поглощенном глобализацией и господством
технического, неприродного начала. Человек с неумолимой скоростью
удаляется от своих природных истоков, выступает в роли агрессора по
отношению к природе, до предела технизирует свою жизнь. Ребенок, попадая
в такую среду, становится невольным заложником такого неестественного и
опасного образа взаимоотношений с природой. В результате этого в
будущем он может окончательно потерять тонкую нить гармоничных и
естественных связей с миром и самим собой…
Средства народной педагогики были исключительно мудры. Ведь они
проверялись жизнью и опытом многих поколений людей. И одним из способов
передачи ребенку знаний об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и
красоте были и остаются игрушки.
С играми и игрушками у наших предков славян были связаны многие поверья и
обычаи. Игрушки наделялись магической силой, с их помощью наши прадеды
выражали свое «культовое мировоззрение», свое видение универсума,
присутствующего в мире светлого, солнечного начала высшей красоты и
гармонии. Недаром традиционная славянская игрушка излучает энергию и
таинственную магическую ауру древних языческих культов. Это
коники-каталки и глиняные «коники»-свистульки, символы поклонения Солнцу
(древние арии связывали коня с солнечных божеством, а конский бег - с
движением Солнца по небосводу), и глиняные птицы, магические инструменты
для общения с душами предков (считалось, что птицы каждую зиму улетали в
Ирий, потаенный рай, где обитали души усопших). Культовые игрушки
сохранились на Руси и после Крещения. Очень символично, что славянский
«Музей игрушки» находится в Сергиевом Посаде, рядом с Троице-Сергиевой
Лаврой.
Ребенок познает с помощью игрушки мир, развивает сенсорные и тактильные
ощущения, мелкую моторику, учится соотносить форму, размер,
расположение отдельных деталей. В этот период очень важно сформировать у
малыша правильные представления об окружающих его предметах, о
соотношениях их размеров и массы, формы и объема. Игрушки, изготовленные
из природных материалов, играют в этом очень важную роль. Они не только
обладают правдивой информацией о различных свойствах окружающих
предметов (гладкость, шероховатость, соотношение размера и веса), но и
излучают определенную энергию, сближая, таким образом, ребенка с
Природой.
К счастью, у забытых традиций есть одна замечательная особенность. Они
возвращаются. Возможно, меняется их форма и видение, но суть остается
неизменной. И суть эта - стремление человека к гармонии с внутренним и
внешним миром, с микро- и макрокосмосом, сохранение хрупкой, но в то же
время жизненно важной связи с Матерью Природой. Сегодня к нам
возвращается несправедливо позабытая традиция изготовления природной,
экологической игрушки.
Дерево, как и лен, хлопок, глина, является чудесным природным материалом
для изготовления детских игрушек. Но в некоторой степени можно
утверждать, что это даже в своем роде уникальный материал. Ведь с
незапамятных времен наши предки знали о целебной силе деревьев.
Считалось, что при контакте человека с деревом происходит активный
биоэнергетический обмен. Согласно обычаям многих народов, в день
рождения ребенка сажали дерево, и оно становилось как бы вторым «Я»
человека, его покровителем, оно передавало ему часть своей силы…
Дерево - идеальный материал для детской игрушки, твердый и нежный, по
природе своей теплый и бархатный на ощупь. Выполненная из дерева, любая
форма утрачивает слишком резкие, режущие углы, она становится пластичной
и совершенной… Деревянная игрушка долговечна и безопасна, она не может
поранить или испортиться. Она обычно не содержит лишних ненужных деталей
и подробностей, раскрывая огромный потенциал для развития детской
фантазии и воображения. Такая игрушка оставляет место для домысливания
сюжета, для самостоятельного духовного и художественного творчества
ребенка, подталкивает ребенка к акту творения, а не простого
потребления. Именно поэтому деревянная игрушка, в которую сама Природа
вдохнула свою силу и гармонию, воспитывает не пользователя, но
человека-творца, целостную и гармоничную личность.
Материал, с которым играет ребенок, закладывает его взгляд на мир, в том
числе эстетический. Несомненно, важное достоинство игрушки - ее связь с
культурными традициями своего народа. Славянская культура накопила
огромные богатства, связанные с изобретением и изготовлением игрушек,
которые сегодня во многом утрачены. Этот дар народа своим детям
необходимо восстанавливать, сохранять и передавать его по прямому
назначению, т.е. его маленьким потребителям. Он имеет не только
этнографическое или историко-культурное значение - это незаменимое
средство воспитания и развития. Даже красивые сувенирные игрушки
(матрешки, деревянные медведи, лошадки, петрушки и пр.) остаются прежде
всего предметами детской игры. Это их главная функция и прямое
назначение.
|